При слове «диджей» человек сразу представляет себе образ модного клубного «тусовщика», который всегда в курсе последних музыкальных течений и способен «завести» любой зал качественно подобранной музыкой. Что значит быть диджеем? Легко ли дать публике эмоциональный заряд? Как овладеть искусством сведения музыки?
Диджей (англ. DJ от disc jockey - диск-жокей) - человек, играющий для аудитории записанные на звуковых носителях музыкальные произведения. Диджеев можно условно разделить по месту работы – кто-то «тусуется» в клубах, кто-то ведет музыкальные передачи на радио, а есть еще и так называемые «мобильные диджеи» (mobile dj). Так во всем мире принято называть диджеев, работающих на различных праздниках (свадьбы, дни рождения, новогодние вечера, школьные дискотеки и любые другие мероприятия) преимущественно со своей аппаратурой.
Как обстоит дело у наших диджеев? Об этом мы решили узнать у dj Мансура. Он начал заниматься сведением музыки в 1997 году, но уже к 2000 году это переросло в серьезное увлечение и стало занятием жизни. Сейчас Мансур работает в студии, пишет музыку, постоянно в поиске новых возможностей, использования лучшей диджейской аппаратуры и новейших компьютерных программ. Отдает предпочтение live выступлениям - его работы всегда сопровождаются скрэтчами. За время карьеры Мансур успел показать свое мастерство во многих городах России, странах СНГ и в Англии. Мансур - председатель Ассоциации диджеев Азербайджана, победитель различных DJ Battle-ов, постоянный член жюри Дельфийских игр стран СНГ, член-жюри фестиваля "МУЗпрорыв", организованного Министерством культуры России, организатор EQ.DJ battle и DJs.AZ, проведенных при поддержке Министерства молодежи и спорта Азербайджана, а также участник всех крупных фестивалей и open air как на территории Азербайджана, так и за рубежом.
- Как обстоят дела с клубной музыкой в Азербайджане? Как она будет развиваться дальше?
- Не знаю, как она будет развиваться, но, думаю, ничего не изменится. Есть небольшая группа людей, владеющих информацией и хорошо разбирающихся и в музыке, и в диджеинге. Но их так мало, что они никак не могут повлиять на развитие клубной культуры в будущем. Есть несколько песен, хорошо раскрученных во всем мире, в том числе и у нас. А об остальных направлениях, о других композициях - и понятия никто не имеет. Мне часто говорят: «Клубная музыка – это здорово!», но когда я включаю отличные, но не раскрученные треки, выясняется, что никто о них не знает и никто даже ими не интересуется.
- А какую музыку чаще всего крутят у нас в клубах?
- Я не знаю, что крутят у нас в клубах. Я играю в Face Club и Hezz Club. У нас небольшой выбор клубов, к сожалению. И там играет одна и та же музыка, ходят одни и те же люди…
- Почему же у нас молодежь редко ходит в клубы, предпочитая им чайные и кябабные?
- Во-первых, такой уж у нас менталитет. А, во-вторых - финансовые проблемы. Наши ночные клубы по сравнению с мировыми очень дороги. Помимо ночных клубов, есть много подвальных заведений, которые функционируют с 12 дня и до 12 ночи. Это клубы, в которых собираются школьницы, школьники, какие-то странные люди… Причем никто не контролирует, как они проводят свободное время. Но молодежь, как ни крути, хочет отдыхать! А куда им пойти? Они знают, что после 00.00 их из «соображений менталитета» никуда не пустят, вот и сбегают со школы прямо в эти клубы…
- Какой образ тебе ближе - хулигана и бунтаря электронной музыки, или эстета – проповедника гламура?
- Я даже не думал над этим. Но гламур - это точно не для меня. Многие диджеи одеваются соответственно своей музыке, они создают образ. Играют гламурную музыку и стараются себя «преподнести». В моем случае это совершенно не так. На какой бы вечеринке я не играл, первое, что я хочу сделать – это донести до людей свою музыку. Меня больше волнует развитие моего творчества. И на любой вечеринке я всегда стараюсь сделать что-то свое.
- Ты - председатель ассоциации диджеев. Чем занимается ваша ассоциация?
- Ежегодно мы проводим чемпионат диджеев Азербайджана. Пока новых молодых талантов нет, но в скором будущем мы снова будем его проводить. А еще проводим курсы, мастер-классы для диджеев.
Опыт у меня небольшой, но все-таки есть. Где бы я ни выступал, ни один из молодых диджеев за все это время не разу не спрашивал: «Мансур, а как ты это сделал?». Это технический вопрос, ответ на который ты получаешь с опытом. К большому сожалению, нашим молодым диджеям это неинтересно. Или все очень умные, или им лень этим заниматься.
- Что нужно, чтобы стать хорошим диджеем?
- Практически все диджеи в Азербайджане, доходя до определенного уровня, научились сводить треки, скачали хороший трек-лист чартовой музыки, «прикинулись» и устроились работать в клуб. А ведь нужно еще и над собой работать! Каждый день тренироваться, отрабатывать свои навыки. Но наши этого не делают, потому что большие лентяи. Или же надо писать свою музыку. Сколько можно играть чужую?! Некоторые уже, я знаю, начинают потихоньку писать, и это очень радует. Ребята хоть что-то пытаются сделать. Само слово «диджей» уже тоже разделилось на несколько критериев. Обычный, дома сидящий человек, купивший хорошую аппаратуру, научившись сводить треки, тоже может сказать, что он диджей. Но, если смотреть на диджея в классическом понимании этого слова, то он, естественно, должен чувствовать музыку и публику, грамотно сводить треки и модно выглядеть – все это в комплексе и есть критерии хорошего диджея. Хороший диджей - это тот человек, который не только играет хорошую чужую музыку, но и сам сочиняет, а на его вечеринках всегда есть своя «изюминка».
- Есть ли тебя ученики?
- Многие диджеи, которые сейчас работают в Азербайджане, учились у меня в школе диджеев.
- Ты спокойно делишься своим опытом?
- Да, и я хочу делиться. Но дело в том, что нет людей, которые хотели бы этим всерьез заниматься. Они берут самое необходимое, то, что легко и то, что принесет какой-то доход. Но нужно работать дальше. Сейчас моя школа диджеев не работает. У меня нет ни времени, ни желания этим заниматься. Желания нет, потому что, как я сказал, они учатся только поверхностно, а мне это неинтересно. Но в ближайшее время я хочу открыть курсы диджеев, уже имеющих опыт работы. Там и технически, и информационно все будет по-другому. И рассчитаны они будут уже не на новичков в этом деле, а на диджеев с опытом.
- Ты выступал во многих клубах разных стран, где тебе понравилось?
- В Новосибирске и Питере. Не знаю, связано ли это с тем, что города северные, и люди много пьют, а потом заходят в клуб и отрываются по полной... Очень хорошая публика в Белоруссии и Молдове. В Казахстане тоже мне понравилось. Хотя если сравнивать с Азербайджаном, то везде хорошо. У нас есть вечная проблема диджеев, они ждут, когда кто-то начнет танцевать. Я не знаю, что это за «порча» на Азербайджане: когда начинается вечеринка, и когда диджей начинает играть, минут 20 он настраивает себя, думает, что бы сделать, чтобы люди встали танцевать. У нас единственная страна, где я слышу среди посетителей в клубе: «Ну, пойдем-да танцевать!». Как будто у каждого человека страх выйти на танцпол первым. Если вы пришли в клуб отдыхать, кого вы ждете? Нравится музыка – танцуйте! Зачем нужно ждать, пока кто-то встанет, это очень глупо и смешно.
- Любимый клуб в Баку?
- Мне очень нравится играть в «Чинаре». Я там играю музыку, которая мне нравится. Там нет танцпола, и поэтому отсутствует проблема пустой площадки. Я могу там творчески расти. А люди, которые приходят посидеть, послушать хорошую музыку и начинают потом ей интересоваться, даже не догадываются, что она клубная.
- На чем лучше играть - на виниле или на CD?
- Я перепробовал все возможное оборудование. Сейчас я работаю на виниле, но использую и компьютер. Мне кажется, играть на пластинках - это одно удовольствие. Винил - это классика, хотя технически это немного неудобно… Все зависит от места, где проходит вечеринка, исходя из этого надо подбирать и оборудование.
- Помнишь свой первый сет?
- Первые свои вечеринки я начал проводить, будучи еще учеником старших классов. Но тогда это было делать просто, я таскал колонки, проводил дискотеки. Можно сказать, что увлечение всей моей жизни выросло из обычного увлечения. Это как спортивный интерес – втягиваешься, а потом ставишь все новые и новые рекорды.
- А кроме музыки чем увлекаетесь?
- Вся моя семья - это люди искусства. Моя сестра увлекается фотографией, я - музыкой, супруга - балетом. У меня двое маленьких детей - Сара и Кай Мансури. Сейчас мои интересы - это только они. Я работаю в студии, а когда бывает свободное время, бегу играть с детьми. Иногда они со мной приходят в студию, бегают там, играют, мешают, конечно, но с ними интересней.
- Ты хотел бы, чтобы твои дети пошли стопам отца?
- Не знаю пока. Они еще очень маленькие, чтобы думать о чем-то. Как сами захотят, так и будет. А пока пускай научатся разговаривать…
Вика Третьякова
News24
No comments:
Post a Comment